Воскресенье, 28 апреля, 2024

Харьковский православный храм

В Харькове множество храмов и соборов, которые можно посетить. Какие-то из них представляют духовную ценность для людей определенной веры, какие-то представляют культурную ценность, а какие-то архитектурную. Но мало храмов смогли совместить в себе все эти качества. У Дмитриевского храма это определенно получилось. Какая же история у данного места? Настало время разобраться. Далее на kharkov-future.

Постройка Дмитриевского храма

Данную церковь начали строить еще в XVII веке. Изначально она была полностью деревянной и совсем не примечательной. Возведена она была в тогдашней пригородной слободе Гончаровке за Лопанью. Первым её и одним из самых известных священников, которые когда либо служили здесь был Петр Федорович Витинский, который начал служение приблизительно в 1680 годы, а завершил аж в 1731. Он мог конечно и продолжить Богослужение, но провести свои последние пять лет жизни он решил в Покровском монастыре.

С каждым годом церковь ветшала, потому местные власти в 1764 году решают воздвигнуть новую. На самом-то деле решение было неправильным и не очень понятно почему возвели именно такую же церковь. То есть идентично такую же. Вместо старой деревянной церкви возвели точно такую же новую деревянную. И понятное дело через время ее придется снова переделывать, но на тот момент выбора для харьковчан особо не было. Церковь тогда была выполнена в стиле традиционной украинской архитектуры с небольшой колокольней рядом.

При данной церкви некогда было кладбище для Дмитриевского, Рождественского и Благовещенского приходов. До XIX века храм сохранял свой статус кладбищенской церкви, покуда в городе не открыли новое кладбище в районе Холодной горы.

Развитие храма

XIX век не очень радушно встретил Дмитриевский храм. Дело в том что 19 ноября 1804 года церковь полностью сгорела вместе с приходским архивом. Единственная вещь, которая уцелела после пожара- это икона Смоленской Божией Матери Одигитрии. Говорили даже что эта икона находилась здесь ещё со времён первой церкви. Из-за этого случая икона почиталась местными прихожанами. Понятное дело что из-за того что деревянной церкви не осталось и следа, местные власти выделяют деньги на постройку каменного храма. Началось строительство 6 февраля 1805 году. Сам чертёж был спроектирован двумя талантливыми архитекторами Петром Ярославским и Евгением Васильевым. Тогда был очень популярен стиль ампир и конечно же архитекторы не могли не создать церковь в данном стиле. Они спроектировали церкви полукруглые купола и сделали пристроенную колокольню с острым верхом. Церковь была не такой уж и большой, потому как тогда ещё приписывались всё те же приходы Дмитриевский, Благовещенский и Рождественский, а они были немногочисленны.

Только через больше чем 30 лет, а именно в 1840 году появилась потребность в расширении храма и потому к нему пристраиваются два придела. Вместе с тем пристраивают колокольню в новом стиле. Тогда популярность набирал псевдовизантийский стиль, так что выбран был именно он. Это решение придает церкви немного “восточный” колорит и некоторые даже могут спутать. В 1872 году к церкви также пристраивается двухэтажный каменный дом для служителей церкви по чертежам Д.Л.Ткаченко.

Населения прихода росло с невероятной скоростью. Неудивительно, ведь Харьков становился культурным центром, из-за чего сюда стремилось множество путешественников, которые со временем тут оставались. Этому также способствовали построенные железные дороги и вокзалы. Так что со временем местность вокруг церкви стало чуть ли не центром города. Потому церковь снова нужно было расширять. И в 1885 году начинается капитальный ремонт всей церкви. Центр самой церкви расширили, а также перестроены колокольня и боковые пределы. Храм смог одновременно сочетать в себе элементы византийского, староукраинского и готического стилей. Это было очень необычно для Харькова, да и всей области в целом. До реконструкции храм мог вместить в себе лишь 800 человек, а после реконструкции уже больше 2 тысяч. Были поставлены просто огромных размеров окна, построили часовни по бокам и отдельное здание на территории храма предназначенное для приходских школ. Также был проработан и внутренний двор храма. Была высажена кустарная ограда вокруг всей территории, посадили множество высоких деревьев и выкопали огромный бассейн с водой, которую освящали в положенные дни.

В 1896 служители храма добились основания приходского братства, которое занималось образованием детей, благотворительностью и заботившемся о благоустройстве всего храма. В 1898 году на территории храма открыли школу для девочек, а через год построили больницу для престарелых.

Не всё так гладко было с внутренней отделкой храма. Она была закончена лишь в 1901 году, но результат того стоит. Все стены и купола расписали альфреской, всю имеющиеся в храме живопись обновили, а киоты икон и иконостасы вызолотили.

Судьба церкви в СССР

При приходе большевиков к власти абсолютно все понимали что церковь будет ликвидирована, это было лишь вопросом времени. В 1930 году так и произошло, а здание передали клубу “Автодор”. Все священнослужители, а также самые ярые верующие были либо расстреляны, либо репрессированы.

В 1935 году здание уже бывшей церкви перестраивают в новом популярном стиле конструктивизма. Полностью были уничтожены верхние ярусы колокольни, сами колокольни, сбит весь фасадный декор, перегородили внутреннее пространство.

Клуб просуществовал там не очень долго и уже после окончания Второй мировой войны здесь размещают кинотеатр “Спорт”. Также здесь располагались магазины, врачебный кабинет и кафе. И последний штрих, который окончательно изуродовал здание произошел в 1966 году. Именно в тот год фасад церкви облицевали керамической плиткой, что просто уничтожило внешний вид здания. Внутри тоже не обошлось без вмешательства и были уничтожены храмовые росписи. До этого эти росписи были скрыты под слоем побелки, но еще существовали.

Церковь после развала СССР

Уже в 1992 году в тогда ещё действовавшем кинотеатре прошло первое богослужение Украинской автокефальной православной церкви. 20 декабря этого же года храм посещает патриарх украинской автокефальной православной церкви Степан Иванович Скрипник, который благославляет постановление в иеродиаконы старосты общины монаха Игоря Исиченко. Уже через год благодаря Исиченко подобные богослужения стали проводиться на регулярной основе. Из-за чего со временем некоторые помещения церкви передавались общине. К сожалению все здания, так и не были отданы прихожанам. Приходскую школу и бывшую часовню занимают торговые точки.

Юрий Донцов, который являлся бывшим старостой прихода, придумал два проекта реконструкции храма- капитальный и минимальный. Именно второй был утверждён Харьковским советом архитектуры и градостроительства ещё в 1996 году.

В 2007 году здание решают отреставрировать. Проект по реставрации предоставил один из выпускников ХГТУСА Владислав Моисеенко. К сожалению сразу же здание никто реставрировать не принялся, потому как финансирование на это не было. В 2011 году лишь восстановили купол храма, а в 2012 году над ним установили крест.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.