Четверг, 27 января, 2022

История харьковского Южного вокзала

Где находится Южный Вокзал знает практически каждый харьковчанин, не говоря уже о гостях нашего города, которые часто приезжают в Харьков и первое, что видят — это величественное здание вокзала, украшенное архитектурной лепкой и монументальными скульптурными композициями. Дальше на kharkov-future.

Трудно поверить, но когда-то, еще 200 лет назад, это место было просто небольшой станцией на болотах. Территория сегодняшнего вокзала и привокзальная площадь были в то время непролазной болотистой местностью, это топкое место в давние времена называли Архиерейская левада.

Первый городской вокзал 

Курско-Харьковско-Азовская железная дорога появилась в 60-х ХІХ века, именно в это время железнодорожные рельсы были проложены через Харьков. В мае 1869 года состоялось исторически важное событие — на вокзал в Харькове прибыл первый состав. И уже с первых чисел июля в 1869 году на вокзал начали регулярно прибывать поезда.  

Строители тяжело трудились, строили вручную первое здание харьковского вокзала. Здание было построено в 1869 году, его архитектором был легендарный Константин Тон. В те времена, вокзал имел вид небольшого двухэтажного здания. Архитектор, по плану которого построили харьковский вокзал, был основателем и создателем русско-византийского стиля в архитектуре. Именно этот стиль широко распространился во время правления Николая I, который был почитателем архитектора и всячески способствовал его начинаниям.

Реконструкция

Пропускная способность вокзала для того времени была достаточной. Но со временем, количество поездов, прибывающих в Харьков, заметно увеличилось. Было решено модернизировать вокзал и расширить его территорию. Перестройка вокзала проводилась с 1896-го до 1901 год.

От станции на болоте до крупного железнодорожного узла: 200-летняя история Южного вокзала в Харькове, фото-1

Было построено семь крытых платформ и четыре железнодорожных ветки для прибывающих транзитных поездов. Это был один из самых масштабных вокзалов Российской империи. О харьковском вокзале уже знало множество людей, поскольку количество железнодорожных составов, пребывающих в Харьков, стало стремительно расти. 

Оригинальные постройки вокзальных зданий имели вид нескольких длинных корпусов, которые располагались вдоль железнодорожных рельс. Пребывающим на платформу поездам, открывался отличный вид на вокзал. Вокзальные корпуса имели вид буквы “Г”. Центральным помещением, которое соединяло здания, стал большой зал с куполом наверху.

Именно в этом виде харьковский вокзал запомнили современники тех лет. Архитектурный комплекс вокзала существовал без изменений 40 лет.

От станции на болоте до крупного железнодорожного узла: 200-летняя история Южного вокзала в Харькове, фото-2

В период Октябрьской революции здание вокзала сильно пострадало. Пришлось восстанавливать и железнодорожные пути, и часть самого здания вокзала. В прежнем режиме вокзал начал работать только в 30-х годах. В это время возобновились грузовые перевозки.

Вокзал во время Второй мировой войны

Вторая мировая война также стала большим испытанием для харьковского вокзала. Во время войны вокзал имел стратегическое значение, поскольку железнодорожные пути активно использовались в военных целях: подвозили оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и продовольствие. Подвижные составы стали эксплуатировать по-новому, начали организовывать паровозные колонны особого назначения для осуществления массовых перевозок для нужд фронта. 

От станции на болоте до крупного железнодорожного узла: 200-летняя история Южного вокзала в Харькове, фото-3

Нацистская оккупация нанесла огромный ущерб зданию вокзала, подвижным составам и железнодорожным путям. Были значительно повреждены депо, пострадали системы электричества, связи, служебные постройки и многое другое.

В Великую Отечественную войну здание вокзала было разрушено практически до основания. Сохранилось только южное крыло здание, которое можно увидеть и сегодня.

От станции на болоте до крупного железнодорожного узла: 200-летняя история Южного вокзала в Харькове, фото-4

Но, даже практически полное разрушение в ВОВ железнодорожного вокзала в Харькове, не смогло остановить его работу. После войны вокзал и все его магистрали и коммуникации быстро отстроили. Восстановление проходило большими темпами и весьма успешно.

В послевоенный период также была проведена полная реконструкция зданий вокзала, построены новые станции. До 1952 рабочие сумели не только восстановить то, что было утрачено, а и построить новые передовые технические средства (связь и сигнализация), заменить паровозную тягу электрической и тепловозной.

В 1957 годах в пригород Харькова стали ездить первые электрички. Первое пригородное направление Харьков-Мерефа сегодня также актуально, как и в послевоенные годы.

Современный вокзал

Сегодня вокзал в Харькове — красивейшее строение сталинской эпохи. Здание запоминающееся характерным видом башенок, портиками, которые поддерживают десять каменных колонн. Портики украшены лепниной, бронзовым литьем, скульптурными группами.

В 60-х годах вокзал Харькова значительно повысил пропускную способность станций и узлов за счет новых производственных мощностей. В 1969 году ЮДЖ к своему столетию, получила награду орден Ленина (это была самая высокая награда в СССР).

В 1970-х — 1980-х годах проводились работы по реконструкции южной части вокзала. В это время здесь построили кассовый зал и гостиничный корпус.

В 2001 году на первой  платформе ЮЖД был установлен памятник отцу Федору из романа “12 стульев”. 

Распад СССР конечно же повлиял на производительность ЮЖД, но благодаря усилиям руководства, харьковский вокзал все же смог преодолеть экономические испытания.

Управление ЮЖД

Рассказывая о харьковском вокзале, нельзя не упомянуть о каменном здании Управления ЮЖД.   Строение в стиле неоклассика было возведено в 1912-х — 1914-х годах. Здание до сих пор восхищает своей масштабностью и величием. 

Главпочтамт

С противоположной стороны привокзальной площади возвышается бывший Главпочтамт. Это здание с железобетонной конструкцией, ленточными окнами и плоской крышей, является ярким представителем конструктивизма. Его изюминка — небольшие выступы-балконы, они предназначались для почтовых голубей. Уникальное сооружение построили всего за год с 1926-го по 1927-й. Его архитектором был Алексей Бекетов.

Вокзальная площадь

Самой молодой достопримечательностью вокзала является площадь, ее создали на рубеже столетий. Ранее на этом месте парковались таксисты. Сегодня здесь клумбы, аллеи с удобными скамейками и фонтаны. Зимой на площади перед вокзалом традиционной устанавливают елку, вокруг которой ездит паровозик.

Вокзал Харькова — это не только большой железнодорожный узел, а еще и замечательный памятник архитектуры.

Latest Posts