Суббота, 27 апреля, 2024

Харьков, который мы теряем. Дом, где родился футуризм

В самом центре Харькова есть немало потайных уголков, куда редко заходит кто-то чужой. Рядом с шумными по центральными улицами открывается совсем другой мир. Стоит свернуть куда-то в сторону, и окажешься среди уютных улочек и переулков, больше напоминающих сонный райцентр, а не центр мегаполиса-миллионника. Именно таков Никитинский переулок рядом с грохочущей Плехановской улицей. Еще недавно там стоял неприметный особняк, где жили когда-то замечательные люди, и где зародилось целое художественное течение. Далее на kharkov-future.

Купец Михаил Синяков 

Но начнем с истории одной семьи. На юго-западе Слобожанщины — старой Харьковской губернии — расположена Ахтырка, бывший полковой казацкий город. В конце 1870-х гг. Оттуда в губернскую столицу прибыл мещанин Михаил Иванович Синяков. Его занятия были где-то на грани ремесла с искусством — он делал золотую и серебряную церковную утварь, а затем открыл ювелирный магазин в престижном Пассаже Пащенко-Тряпкина. Дело пошло хорошо, и вскоре Синяков стал купцом. Будучи зажиточным торговцем, он решил возвести собственный дом, и в 1896 г. купил два дворовых места по Никитинскому переулку. Купец — человек прагматичный, умеет просчитывать наперед, поэтому Синяков начал строительство сразу двух сооружений — доходного двухэтажного дома и собственного одноэтажного особняке, где были все блага тогдашней цивилизации. Рядом хозяин с женой Александрой насадили огромный сад, устроили в нем беседку и фонтан. Семья Синяковых была многодетной — десять детей, из них пять девочек. В начале ХХ в. дети остались без матери, а их отец вдовцом. Он не жалел денег на воспитание и образование своих детей. Сестры Синяковы любили музыку и живопись, а повзрослев, стали творческими людьми и музами выдающихся людей своей эпохи.

Рождение футуризма 

Зинаида Синякова

Все началось с Зинаиды Синяковой, пианистки, оперной певицы, дом которой после ее переезда в Москву стал популярным местом встреч художников, преимущественно футуристов. Другие сестры посещали Зинаиду в Москве, и увлекли за собой в родительский дом немало знаковых личностей, своих единомышленников, поэтому Харьков стал Меккой футуризма. Их гостями были, конечно, не только футуристы. За своей любовью, Надеждой Синяковой, приехал Борис Пастернак, в 1915 он провел три недели в наших краях, и неоднократно посещал дом в Никитинском переулке. Надежде посвящен цикл его стихов “Скрипка Паганини”. А Владимир Маяковский был влюблен одновременно в двух сестер — Зинаиду и Веру. Но Вере нравилась другой поэт, она стала женой харьковского поэта-футуриста и переводчика Григория Петникова. Он был не единственным поэтом-футуристом в этой семье, потому что сестра Ксения, музыкант и художница, вышла замуж за его коллегу по творческому цеху и художественному направлению Николая Асеева, став ему верной и заботливой женой. Познакомились они именно в доме на Никитинском. Там же частым гостем был украинский художник-основатель футуризма Давид Бурлюк, он писал портреты Веры. Другая “муза авангарда”, Лилия Брик, говорила, что именно в доме Синяковых родился футуризм.

Художница Мария Синякова

Мария Синякова

Мария стала женой харьковского художника Арсения Уречина, она и сама была художницей-авангардисткой, книжным графиком, иллюстратором книг. Училась в Германии и Москве. В конце 1920-х супруги перебрались в Москву, но Мария считала харьковский период творчества лучшим в жизни. Лилия Брик писала:

“Мария поразила меня красотой, она загорелая, светлые глаза казались белыми на темной коже, а на голове сидела яркая, кое-как сшитая шляпа”.

Работа Марии Синяковой «Любовь»

Ей вторил Николай Асеев, но кроме красоты, отмечал “большой скептический ум и редкую талантливость”. Велимир Хлебников посвящал ей стихи, впрочем, писал он стихи о всех сестрах Синяковых.

Ксения Синякова і Николай Асеев

Загорала Мария Синякова на пленэрах в селе Красная Поляна в Змиевском уезде, где отец купил земельный участок и построил деревянный домик, насадил вокруг него сад. Мария любила писать природу. Они с сестрами были еще и пионерками натуризма, так любили купаться и загорать голышом, и сцены их отдыха Мария изображала в своих работах. Богатство цветов, широкие просторы, уют деревенской жизни, обнаженные купальщицы, легкость и много света — все это воплощено на ее полотнах.

Но творческий путь Марии Синяковой не был простым. В 1952 г. ее выгнали из Союза художников СССР за “низкопоклонства перед западным искусством”. Страна Советов тогда была на пике борьбы с “безродными космополитами”. Единственная прижизненная выставка ее произведений состоялась в 1969 г. в Киеве, в помещении Союза Писателей.

Что случилось с домом Синяковых 

Как дальше сложилась судьба легендарного дома? Он был национализирован большевистской властью в 1920 г. До войны там находился клуб латышских рабочих, а после 1943 — детский сад. В новейшие времена дом Синяковых “пошел по рукам”. Здесь был и склад, и швейный цех, и наконец, в нем разместилось учреждение культуры — Ассоциация российских обществ Харьковщины и Слободской российский культурно-просветительский центр с библиотекой русской литературы. Затем дом стоял заброшенным. А в 2012 г. городские власти продали здание коммерческой структуре, и в 2018 дом синяков было снесено. Оказалось, что он не значился в реестре памятников архитектуры. Так Харьков потерял еще один объект культурного наследия. Но остался посаженный Михаилом и Александрой Синяковыми сад. В советское время он назывался Пионерским парком, ныне Детским. Несколько лет назад сад был реконструирован, там снова заработали фонтаны, и теперь он является популярным местом отдыха в центре города.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.