Воскресенье, 28 апреля, 2024

История создания метро в Харькове

Современный Харьков невозможно представить без метро. Ежедневно на этом виде транспорта передвигаются десятки тысяч граждан. А с момента своего открытия 23 августа 1975 года поезда метро перевезли более 9,5 миллиардов пассажиров. Дальше на kharkov-future.com.ua.

Первой очередью Харьковского метрополитена является современная Холодногорско-Заводская ветка (красная линия), которая в то время состояла из 8 станций:

  • «Холодная гора» (тогда «Улица Свердлова»);
  • «Южный вокзал»;
  • «Центральный рынок» (тогда «Коммунальный рынок»);
  • «Майдан Конституции» (тогда «Советская»);
  • «Проспект Гагарина»;
  • «Спортивная»;
  • «Завод имени Малышева»;
  • «Турбоатом» (тогда «Московский проспект)».

Харьковский метрополитен стал шестым в Советском Союзе и вторым (после Киева) в Украине.

Предпосылки для появления метро

Старые фотографии Салтовки - Харьков Бизнес

С 1919 по 1934 год нашему городу суждено было стать административным центром Украины, оккупированной советской властью. Но нет лиха без добра, в то время и до начала Второй мировой войны в Харькове шло активное развитие. Именно тогда появилась самая большая площадь в Украине – современный Майдан Свободы, вырос первый в СССР небоскреб – Госпром. Быстрыми темпами шла застройка околиц тогдашнего Харькова – прямо на глазах появлялись новые жилые массивы.

К сожалению, активное развитие города было прервано приходом фашистов, захвативших Харьков в последних числах октября 1941 года. Город освобождался дважды – сначала в феврале 1943 года и окончательно в августе 1943 года. После Второй мировой войны один из крупнейших городов Украины и всего СССР остался изуродованным и разрушенным. Из почти миллиона жителей довоенного Харькова в городе на момент освобождения от оккупантов осталось всего около 200 тысяч. В ходе ожесточенных боев было уничтожено только жилого фонда площадью более 1,5 миллиона квадратных метров. Большая часть центра города оставалась разбомбленной.

По мнению экспертов, на восстановление Харькова до довоенного состояния должно было уйти полвека. Но такие расчеты совершенно не устраивали мужественных харьковчан, и центральная советская власть была заинтересована в более быстрой реконструкции восточно-украинского гиганта. И в 1946 году был составлен Генеральный проект реконструкции города. Начали с промышленности (в начале 1947 года уже работало 112 заводов), а потом, конечно, перешли к жилой застройке.

Последующие 20 лет ознаменовались поистине строительным бумом, который не мог не привести к коллапсу в сфере городского транспорта. В 1950-х годах в городе насчитывалось более полусотни автобусных маршрутов, 36 троллейбусных и 33 трамвайных линий.

Центральные узкие улочки не могли вместить то количество автомобильного и электрического транспорта, в котором так нуждались горожане. Старые районы активно перестраивались и закладывались новые. Именно тогда появились Холодная гора, Алексеевка, Рогань, Павлово Поле и, конечно же, Салтовка  – самый большой спальный район не только в Украине, но и в СССР (по численности населения этот жилой район превосходит несколько областных центров нашей страны). Харьков рос на глазах – в начале 1960-х годов он уже занимал площадь более 300 квадратных километров и простирался с востока на запад на целых 35 километров. Кстати, население Харькова быстро восстанавливалось, и уже в 1960-х годах в городе проживало более 1 млн человек. В часы пик жители города обычно были вынуждены выстраиваться в очередь на транспортных остановках (особенно в центре и на востоке города, где располагалось большинство промышленных объектов).

Транспортная система работала за пределами собственных возможностей. Регулярное увеличение количества наземного транспорта приводило лишь к ухудшению ситуации. Также было очень сложно проложить удобные транспортные развязки, так как Харьков был построен на глубоких оврагах и нескольких петляющих реках, а в центральной части города улицы для этого к тому же были слишком узкими.

Харьковскому метрополитену быть

Местные власти понимали, что ответом на проблему может стать перенос транспортных путей под землю, то есть строительство метро. Но решить этот вопрос самостоятельно в Харькове, к сожалению, не могли, надо было обращаться в Москву.

Разговоры о метро на высшем партийном уровне начали в декабре 1962 года. Но Харьков не был столицей республики, а потому пока что не мог претендовать на строительство метрополитена. Поэтому в 1963 году появились три проекта обновленной транспортной системы для Харькова:

  • монорельсовая дорога;
  • скоростной трамвай;
  • метро.

Комиссия Госстроительства Советского Союза рассмотрела все три проекта и сразу же отклонила первый. Идею трамвая поддержали Совет Министров и высокие партийные чины в ЦК КПСС. Но харьковчане не из тех, кто сдастся без боя. Григорий Ващенко (первый секретарь облисполкома Харькова) через несколько лет все-таки добился, чтобы городу «разрешили» построить метро. Это было в декабре 1965 года.

В течение двух с половиной лет разрабатывали проект и исследовали геологические особенности местности. Окончательное решение о строительстве первой очереди метрополитена было принято в конце апреля 1968 года, а в мае приступили к разработке всей необходимой документации для строительства. Для этого создали специнститут Харьковметропроект. Дополнительно к работе над проектною документацией привлекались специалисты по Харгипротранса, Гипрозаводтранса, Энергосетьпроекта, Укргипрокомунстроя, Харьковпроекта.

В результате 15 июля 1968 года был заложен первый ствол метрополитена. Это произошло возле Южного вокзала на улице Славянской. Как и все события того времени, закладка ствола метро сопровождалась торжественным митингом.

Первая линия метро в Харькове

Самой оживленной транспортной артерией Харькова в то время было направление, пролегавшее с востока через центральную часть города на запад. Поэтому конечной станцией метро в начале было решено сделать «Южный вокзал». Это и объясняло, почему первый ствол был заложен в данном районе. Первое депо для поездов метро также должно было находиться где-то неподалеку.

Но инженерные расчеты показали, что грунт в этой части города недостаточно прочный, а потому он может просто обвалиться при таких серьезных подземных работах. Именно поэтому конечной станцией стала «Холодная гора» («Улица Свердлова»).

Горные работы на станции метро «Площадь Конституции» (бывшая «Советская») начались в конце лета 1968 года. Через год, чтобы ускорить проходку тоннелей, улучшить качество работ и снизить затраты, стали использовать проходческий щит, изготовленный в Харькове.

Еще через год одновременно строились уже 4 станции метро. А весной 1970 года впервые были сбиты встречные тоннели между будущей станцией «Проспект Гагарина» (которая тогда называлась ствол №6) и «Советской». Место встречи – район Подольского моста, проложенного через реку Харьков. Это была сверхсложная задача, потому что район, где проходили туннели , был очень неровным и имел большие перепады высот.

Первые электропоезда были доставлены в Харьков в конце 1974 года, а первый пробный состав прошел по рельсам метро 30 июля 1970 года.

Торжественное открытие и начало работ

Первый участок Холодногорско-Заводской линии открылся 22 августа 1975 года с большой помпой. Протяженность линии составляла 9 800 метров и состояла из 8 станций. А 23 августа Харьковское метро открыло двери для всех желающих. В первый день электропоезда перевезли 413 тысячи пассажиров.

Станции метро были оформлены в соответствии с главным правилом – Харьковский метрополитен в архитектурно-художественном оформлении не может конкурировать со столичными станциями. Любые оригинальные ходы подвергались строгой цензуре и отклонялись, поэтому декор на станциях использовался минимально.

Почти одновременно в рамках проекта второго участка первой линии метро были построены следующие станции первой линии:

  • «Дворец спорта» (тогда «Комсомольская»);
  • «Армейская» (тогда «Имени Советской Армии»);
  • «Имени А.С. Масельского» (тогда «Индустриальная»);
  • «Тракторный завод»;
  • «Индустриальная» (тогда «Пролетарская»).

На этом участке поезда метро отправились в свой первый рейс 11 августа 1978 года.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.