Понедельник, 29 апреля, 2024

История Харьковского аэропорта

Аэропорт «Харьков», являющийся одним из символов города, сегодня имеет статус международного и позиционируется как самый крупный в восточной части Украины. Он расположен в черте города, в 12,5 км юго-восточнее его центра. С апреля 2008 года аэропорт арендует подразделение DCH Holding компании New Systems AM. Срок аренды – 49 лет. Дальше на kharkov-future.com.ua.

Как все начиналось

Почти сто лет назад, 26 марта 1923 года, было создано АО воздушных сообщений «Укрвоздухопуть». Его материальная база располагалась в Харьковских Сокольниках на территории авиамастерских. Именно здесь в том же 1923 году был основан Харьковский аэропорт, положивший начало развитию гражданской авиации Украины.

Первые внутренние рейсы, ставшие регулярными пассажирскими авиалиниями, были осуществлены 25 мая 1924 года по маршруту «Харьков–Кировоград–Одесса» и «Харьков–Полтава–Киев». А международные рейсы начали выполняться в 1928 году. Первым маршрутом, который преодолели самолеты, был «Харьков–Тегеран».

Харьковская воздушная станция (так назывались до 1932 года все аэропорты в СССР) с грунтовой взлетно-посадочной полосой изначально имела общую территорию с ипподромом. Так было до 19 мая 1926 года. Положила конец проведению здесь скачек трагедия с самолетом «Комета-III», у которого произошла утечка масла после вылета из Харькова.

Самолет Dornier Komet акционерного общества "Укрвоздухпуть"

Чтобы предотвратить негативные последствия, экипаж принял решение вернуться обратно. Однако осуществить посадку оказалось невозможно, поскольку на территории воздушной станции уже начались скачки. Чтобы избежать столкновения с лошадьми, пилот решил отказаться от посадки и увести самолет в сторону от аэропорта. К сожалению, при осуществлении этого маневра машина зацепилась крылом за дерево и рухнула на трибуну. Эта авиакатастрофа унесла жизни не только летчика и бортмеханика, а и двух пассажиров «Кометы-III».

С этого дня аэропорт начал использоваться только по своему прямому назначению.

Изменения в довоенный период

Стремительное развитие авиационного производства привело к тому, что в 1926 году авиамастерские «Укрвоздухпуть» были реорганизованы в авиационный завод, получивший имя Совнаркома УССР (сегодня он называется государственным производственным авиационным предприятием). Возникла необходимость в переносе аэропорта в другое место. Таковым стала территория за поселком Основа, расположенным к югу от центра Харькова на расстоянии 12 км.

На строительство нового аэропорта потребовалось 6 лет. Официальной датой его введения в эксплуатацию считается 6 декабря 1932 года. Это был целый комплекс, состоящий из грунтовой взлетно-посадочной полосы, наземных служб и двухэтажного здания аэровокзала. В 1933 году Харьковскому аэропорту присвоили имя известного советского государственного и партийного деятеля П. Постышева. В 1936 году он был признан лучшим аэропортом Советского Союза.

К этому времени аэропорт Харькова уже стал самостоятельной хозрасчетной единицей, находящейся в непосредственном подчинении ГУ гражданской авиации. В нем совершали посадку самолеты из Москвы и Ленинграда, конечным пунктом которых были Кавказ и Крым. Рейс «Москва–Харьков–Минводы» осуществлял шестимоторный АНТ-20бис (П-124), являвшийся в те годы самым крупным пассажирским самолетом.

Для обслуживания таких гигантов понадобилось грунтовую взлетно-посадочную полосу заменить на цементобетонную. Две бетонных полосы в 1 000 м длиной и 80 м шириной были введены в эксплуатацию в 1941 году. В период с 1940 по 1941 год были также построены бетонные и кирпичные места для стоянки самолетов, рулежные дорожки, складские помещения и два металлических ангара. В аэропорту появился радиомаяк.

Аэропорт в период войны с немецко-фашистскими захватчиками

Одним из важнейших объектов авианалетов, которым многократно подвергался Харьков во время Второй мировой войны, был аэропорт. Об интенсивности бомбежек свидетельствует тот факт, что на каждые 100 метров его территории насчитывалось от двух до трех воронок от бомб. Серьезные разрушения получили взлетно-посадочные полосы, летное поле, рулевые дорожки. Непригодными к использованию были стоянки для самолетов, сильно разрушенным оказалось здание аэровокзала. Функцию последнего в 1944 году временно выполнял жилой четырехэтажный дом, восстановленный после пожара.

Восстановление в послевоенные годы

Аэропорт Харьков. Информация, фото, видео, билеты, онлайн табло.

Проект здания существующего сегодня аэровокзала был разработан НИИ «Аэропроект» (Москва) архитекторами Г. Крюковым, Г. Элькиным и Г. Миткевичем. Он также был использован для возведения аэровокзалов в нескольких городах Советского Союза, включая Львов, Челябинск, Екатеринбург (бывший Свердловск) и ряд других. Строительство аэровокзала в Харькове началось в 1951 году, а введен в эксплуатацию он был через четыре года – в 1955 году.

Внешний вид сооружения, как и других зданий «сталинской» архитектуры, имеет повышенную парадность, даже некоторую помпезность. Она выражается в наличии над зданием стройного шатра с восьмигранной изящной башенкой со шпилем, завершающим элементом которого является покрытый позолотой венок. Центральный вход представляет собой портик с восемью колоннами, имеющий сложную конфигурацию и высокий парапет. Интерьер помещений насыщен росписями, лепниной.

До постройки отеля второй этаж аэровокзала использовался под гостиничные номера для транзитных пассажиров. Там же располагались комнаты матери и ребенка. В качестве основного это здание аэровокзала использовалось более полувека. С 2010 года оно выполняет функцию VIP-терминала для пассажиров бизнес-авиации.

Из центра города до аэропорта в 1958 году начали курсировать троллейбусы. Для обеспечения возможности принимать самолеты АН-10 и ИЛ-18 в 1960 году взлетно-посадочная полоса была продлена на 500 м и стала составлять полтора километра.

В начале 70-х годов прошлого века основой регионального флота Советского Союза стали реактивные самолеты Ту-134, для которых необходима взлетная полоса в 2,2 км. В Харьковском аэропорту ее продлили до этого показателя в 1972 году. Все эти меры позволили обслуживать порядка 600 тыс. пассажиров в год. Десять лет спустя эта цифра уже составляла 900 тысяч. И это был еще не предел. Город также расширялся – к концу 70-х и вначале 80-х годов он вплотную приблизился к аэропорту. Поэтому было принято решение построить новый аэропорт.

Местом для строительства был выбран находящийся в 30 км от Харькова пгт Полевая, входящий в состав Дергачевского района. Связать аэропорт с областным центром планировалось скоростной автомагистралью. Институт «Украэропроект» разработал проект аэропорта, а «Укргорстройпроект» – аэровокзала. Более того, в конце 80-х уже даже приступили к строительству взлетно-посадочной полосы.

Харьковский аэропорт в 2000-х годах

В Харькове открывают аэропорт: в какие города можем улететь |  Комментарии.Харьков

С 2008 года принадлежащее аэропорту имущество на правах аренды использует «Нью Системс АМ». При этом в государственной собственности и под контролем государства остается взлетно-посадочная полоса, относящаяся к категории стратегических объектов.

В ходе подготовки к Евро-2012 из Госбюджета были выделены средства на строительство нового аэродрома с перронами, рулежными дорожками, 2,5-километровой взлетной полосой. Сегодня аэропорт имеет возможность принимать «Боинги 737» и «Аэробусы А320».

Благодаря финансированию инвестора DCH стала возможной реконструкция здания старого аэровокзала, превращенного в VIP-терминал, строительство нового терминала для основного потока пассажиров и ангара для самолетов. На сегодняшний день аэропорт «Харьков», входящий в первую тройку региональных аэропортов Украины по объему пассажиропотока, имеет три терминала: «А» – пассажирский, «В» – VIP, «С» – для проведения техобслуживания воздушных лайнеров.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.