Вторник, 18 июня, 2024

История Большого Лопанского моста

Если вы, прогуливаясь по центру Харькова, дойдете до Университетской горки и решите пойти дальше к началу улицы Полтавский Шлях, то непременно увидите – Большой Лопанский мост. Впервые он упоминается в летописях города еще вначале 18 столетия и, как проистекает из его названия, проходит над рекой Лопанью. Этот мост сочетает Залопань с историческим центром города Нагорным районом. Дальше на kharkov-future.com.ua.

Начало истории

В Харькове Лопанский мост появился раньше всех других. А местные жители знают, что на количество мостов через реки, овраги и автодороги Харьков не жалуется. Историки пока что не смогли установить точную дату, когда этот мост был построен. Но точно известно, что уже в 1745 году Большой Лопанский мост существовал.

На то время это было деревянное сооружение, состояние которого оставляло желать лучшего. Именно это побуждало местную власть к новым строительным работам, которые проходили в течение 1749-1750 годов. Радоваться новому мосту горожанам пришлось недолго, потому что уже через десять лет он был очень серьезно поврежден из-за сильного наводнения. С ремонтом власти города не спешили. И еще лет 20 люди пользовались Большим Лопанским мостом, находившимся почти в аварийном состоянии.

Времена менялись, и в 1782 году было принято решение построить новый мост. По проекту, подготовленному губернским механиком Захаржевским, он должен был быть также деревянным. На то время стоимость строительства оценивалась немного больше чем в четыре тысячи рублей. По закону и обычаю эти расходы должны были понести жители Харьковского округа. Но по решению тогдашнего губернатора Черткова к финансированию строительства моста были привлеченные купцы и представители дворянства. Они согласились на это, но частично, собрав лишь полторы тысячи рублей. Остаток средств должна была предоставить Казенная Палата. Но из-за бюрократии эти деньги так и не были выделены.

Пока длилась волокита со сбором и выделением средств, состояние моста перешло в категорию аварийного. Страшно было не только передвигаться по мосту, но и находиться рядом с ним. Поэтому решение относительно ремонта надо было принимать немедленно. И Чертков это сделал – он выделил средства из бюджета города. Новый Лопанский мост, по решению власти, должен был быть уже не деревянным, а каменным.

Новый проект и строительство (1780-е годы)

Губернский механик Захаржевский разработал второй проект, смета которого составила даже меньше предыдущего на 629 рублей. Согласно проекту Большой Лопанский мост должен был состоять из трех пролетов. Камни собирались использовать только для построения фундамента, а для опор, по плану, собирались закупить 200 пудов железа и кирпич (250 тысяч штук). При этом для сооружения основной конструкции, как и раньше, решили воспользоваться древесиной.

Новый мост начали строить вначале весны 1783 года и согласно проекту должны были закончить примерно за девять месяцев. Сначала работы шли достаточно бойко. И это несмотря на то, что камни для фундамента привозили аж из-под Чугуева, из Каменной Яруги. Кстати, часть камня была взята из остатков Салтовской крепости – она использовалась ради укрепления набережной.

Руководство строительством взял на себя Захаржевский, на помощь которому пришли несколько мещан и купцов. Но невзирая на такую предприимчивость, завершить все запланированные работы к началу осени не вышло, хотя проезд все же открыли.

В борьбе со стихией

Недостроенный мост простоял около полутора лет, пока не пришло весеннее наводнение 1785 года. Передвигаться по мосту стало невозможно, потому что вода уничтожила часть пролетов и несколько опор. Чтобы создать возможность для переезда через Лопань, построили два деревянных моста рядом. Но это решение также оказалось временным, потому что уже следующее наводнение 1786 года снесло их почти полностью.

Еще одну попытку отстроить мост сделали перед приездом в Харьков Екатерины ІІ. Конструкцию обновили, а для предупреждения разрушений наводнениями укрепили берега с помощью камня и свай. Забегая наперед, скажем, что это помогло, но не на долго. Таким образом предыдущая смета выросла почти в семь раз – и Лопанский мост в результате обошелся городу приблизительно в 20 тысяч рублей.

Новый губернатор Харьковщины Кишенский, немного поразмыслив, пришел к выводу, что возобновлять старый мост, находящийся в аварийном состоянии, экономически и технически не целесообразно, потому принял решение построить не его месте новый, опять деревянный, что и было выполнено.

Очередная перестройка (первая половина 19 столетия)

В начале 1830-х годов Харьков ожидал приезда императора. В связи с этим Большой Лопанский мост подвергся капитальному ремонту. Приблизительно через 10 лет по решению генерал-губернатора Долгорукова был составлен проект и началось укрепление берегов у моста. К сожалению, довести до конца начатое не удалось из-за смерти Долгорукова в 1847 году.

Следующим за строительные работы взялся Кокошкин – новый генерал-губернатор. Он подошел к делу очень обстоятельно и решил укрепить берега не только в районе Лопанского моста, но и по всем набережным Харькова. Кстати, для этого были отчуждены частные земли, в пределах которых проходила береговая полоса. Поскольку это было продиктовано потребностями города, то и стоимость отчужденных участков возместили из местного бюджета.

По завершению строительства нового Большого Лопанского моста (на то время Екатеринославского, потому что через него шла дорога на Екатеринослав – современный Днепр) по обоим берегам реки высадили тополя, выкупленные по специальному заказу в университетском ботсаду.

Мост из камня и железа (конец 19 столетия)

Ежегодные наводнения приводили к необходимости постоянно ремонтировать мост. Поэтому в конце 19 столетия было принято решение опять перестроить конструкцию, сделав ее максимально крепкой. Для этого выполнили капитальное восстановление каменных опор, а пролеты сделали из железа. Контракт на строительство в этот раз выполнило Общество харьковских конно-железных дорог, в ответ оно получило право использования конки. Новый мост обошелся в 160 тысяч рублей и стал первым мостом в городе, которому были нестрашные ежегодные наводнения весной.

Кстати, Большими Лопанский мост называют еще и потому, что неподалеку от него позже появился Малый Лопанский мост, который соединил между собой Благовещенский базар и Бурсацкий спуск.

Современность (20-21 столетия)

Во время советской оккупации улицу Полтавский Шлях переименовали в Свердловскую, потому и Большой Лопанский мост получил такое же название.

Очередные разрушения он испытал во время фашистских бомбардировок города в годы Второй мировой войны. 25 октября 1941 года проходил бой за Лопанский мост.

Отстроили его только в конце 1950-х годов. Проект был создан архитектором Межеровским. До этого времени для переправы использовался временный деревянный мост.

Современный Большой Лопанский мост имеет железобетонные конструкции, располагающиеся на каменных опорах, на которых покоился его предшественник. У моста два пролета, по обеим сторонам он огражден чугунными литыми перилами с растительным орнаментом и имеет электрическое освещение. На берегу установлены тумбы из камня, а через сам мост идут трамвайные пути и автомобильная дорога на две полосы.

В последний раз ремонтные работы на мосту проводились в 2016 году – они касались замены декора ограждений.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.