Понедельник, 6 мая, 2024

Телефонизация Харькова

Появление телефонной связи кардинально меняет жизнь жителей, в частности, их ощущение пространства и времени: возможность быстро осуществить обмен информацией на большом расстоянии преодолевает в сознании человека границы, которые формировали представление о его территориальной изоляции. Далее на kharkov-future.

Важно здесь и другое: на пути к установлению мобильной связи процесс телефонизации проходит сквозь разные этапы усовершенствования, и каждый из них представляет собой отдельную эпоху, которой соответствует специфическое мировосприятие человека. Но наиболее ярко его трансформацию можно проследить в начале истории телефонной связи, когда общество только знакомится с новой реальностью.

Именно в 80-х годах XIX века в Украине устанавливается новый способ коммуникации. Сначала его внедряют в Одессе в 1882 году – последовательно он распространяется по всей стране: через два года телефонная связь возникает во Львове, впоследствии – в Киеве, и в 1888 году, наконец, в нашем городе.

Центр телефонизации

Процесс внедрения телефонной связи в Харькове получает свое материальное воплощение в здании на площади Фейербаха, где основывают первую местную телефонную станцию. Уже 25 октября 1888 года ее вводят в эксплуатацию – восемь магистральных линий, опоясавших город, определили площадь в Салтовском районе ядром телефонизации, словно центр паутины. Аналогия не случайна: система проводов, поглотившая Харьков, была многочисленной и простиралась не только в воздухе, но и специальными для нее водопроводными трубами.

Станция была рассчитана на соединение 100 телефонных аппаратов. Главным образом данная привилегия была доступна для административных учреждений: об этом свидетельствует тот факт, что в 1890-е годы телефон был установлен во всех соответствующих зданиях: полицейских участках, пожарных частях, в больницах, Императорском Харьковском университете, Технологическом институте.

Для остального населения пользование телефонной связью усложнялось сугубо финансовым аспектом. Оплата за телефон составляла 150 рублей в год, однако такая цена предполагала определенный максимум расстояния для соединения: он составлял 3 километра от Центральной станции до абонента. В случае, когда дистанция была больше, стоимость звонка повышалась исходя из схемы, согласно которой каждый дополнительный километр стоил 25 рублей. Чтобы понять, насколько велика была данная цена для того времени, нужно вспомнить, что всего на 5 рублей больше было необходимо, чтобы приобрести корову.

Особенностью Центральной телефонной станции являлся ее статус. Вторая после киевской, она принадлежала государству, в то время как другие, в частности, одесские, были частными.

Реорганизация

1913 год становится новым витком развития телефонной коммуникации, поскольку именно тогда провозглашается реорганизация, на которую выделяют 800 000 рублей.

Начинается строительство нового сооружения телефонной станции. Уже второе в городе, оно формируется как трехэтажное здание на Бурсацком спуске.

Прокладывается воздушная телефонная линия вдоль левой стороны по улице Сумской.

Такие изменения, направленные на рост телефонной связи в городе, не остаются безрезультатными. Уже к 1917 году количество абонентов вырастет до 4200, и становится значительно больше через пять лет.

Решающим толчком для этого становится строительство третьей телефонной станции в 1923 году, рассчитанной на 25000 номеров. Расположенная на углу Кузнечной улицы и Троицкого переулка, она стала первой полуавтоматической станцией в Харькове.

Уже через год после установки, 8 ноября 1924 года, она была введена в эксплуатацию, и с этого момента обеспечивала 100 абонентов полуавтоматической связью.

Роль телефонисток: последняя эпоха перед тотальным автоматизмом

Как, собственно, обеспечивалась полуавтоматическая связь?

Сначала следует подчеркнуть, что она представляла собой переходный этап: частично управление вызовом выполнялось с помощью автоматизированного механизма, но он еще не мог поглотить традиционную роль оператора, за которую отвечали телефонистки.

Они, в свою очередь, являлись посредниками между абонентами, и контролировали соединение с его последующим разрывом. Последовательность работы можно определить с помощью четырех главных действий: прежде всего, телефонистка должна была принять от абонента заказ, проверить его номер телефонного аппарата, подключиться к каналу связи соответствующего направления, и, в конце концов, набрать номер абонента, которого хотят вызвать.

Таким образом, несмотря на набирающую обороты автоматизацию отдельных компонентов в 1920-е годы, профессия телефонистки оставалась жизненно необходимой для реализации телефонной связи.

В то же время требования, выдвигаемые кандидаткам, и непосредственно условия рабочего места способствовали отягчающему характеру труда. Оборудованные комплектом из наушников и микрофона, телефонистки должны были осуществлять днем и ночью сотню соединений.

О напряженности свидетельствуют и такие данные за 1910 год, согласно которым на одну телефонистку выпадало от 160 до 170 вызовов за один час. Необходимость действовать быстро, впрочем, нуждалась в больших усилиях: пространство рабочего места не предполагало изоляции между работницами – таким образом, процесс обработки вызовов сопровождался постоянным шумом. В то же время жестокость условий заключалась и в табу на демонстрацию собственной беспомощности перед многочисленными вызовами.

Это требовало от телефонисток ментальной стойкости: данное условие кажется тем более очевидным на фоне правила, запрещающего грубить клиентам.

Не менее важны были и чисто физические данные: телефонистка должна была быть высокого роста – размах ее рук должен был составлять не менее 154 см, что обеспечивало бы ей доступ к соединительным гнездам.

Работницы должны были знать иностранные языки и иметь отличную память на имена абонентов, их должности и титулы.

Установленный только один выходной в месяц и запрет покидать свое рабочее место во время работы привязывал телефонисток к едва сносному существованию. Однако вскоре данная реальность закончилась – на это повлияло усовершенствование автоматизированного механизма. Как это произошло – рассмотрим дальше.

Первая в Украине АТС

Уже весной 1925 завершается полный переход всех 6520 номеров на полуавтоматический способ связи.

Однако уже через пять лет коллегия Народного комиссариата почт и телеграфов решает построить две автоматические станции в Харькове – в то время столицы УССР – нагорную и центральную.

Запланированный шаг становится революционным в пределах всей Украины.

Местом, откуда начинается история автоматической связи, становится здание на пересечении улиц Иванова и Мироносицкая. Реализация осуществляется согласно проекту архитекторов М. Ф. Подгорного и П. И. Фролова в 1929 году.

Монтирование автоматического оборудования требует создания специального проекта. Власти осознают масштабы, поэтому определяют строительство ударным, что предполагает его проведение в кратчайшие сроки с привлечением максимума ресурсов и труда для быстрого завершения.

Готовое к эксплуатации уже в июле 1931 года, здание автоматической телефонной связи становится первым в Украине.

Так, харьковчане вошли в новую эпоху – о кардинальности перемен свидетельствовало множество плакатов с пошаговой инструкцией пользования, которыми был обклеен город.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.