Пятница, 4 октября, 2024

Харьков, который мы теряем. Дом Борткевича

На углу центральной улицы Харькова — Сумской — и небольшой улицы Скрипника можно увидеть старенький двухэтажный домик, который окружен более роскошными и высокими зданиями. Но он имеет выразительный старинный шарм и богатую историю, рассказывает «kharkov-future.com.ua«.

Дом Фридриха Альбрехта

Сначала на этом месте был деревянный дом, и кто им владел, неизвестно. В середине XIX в. здесь возвел двухэтажный (а точнее 2,5 этажный) дом Фридрих Карлович Альбрехт, профессор медицинского факультета Харьковского университета, уроженец Царства Польского. Рядом с ним был построен флигель и некоторые служебные постройки. Дом сохранился именно таким, каким он был в середине позапрошлого века. Об этом свидетельствует фото 1864 г., сделанное пионером харьковской фотографии Василием Досекиным. Вид Сумской улицы почти полностью изменился с тех времен. И это «почти» мы говорим именно благодаря возведенному Альбрехтом дому на углу Сумской улице и Сердюковского переулка (именно так тогда называлась нынешняя улица Скрипника). Он единственный сохранившийся из всех зданий с той фотографии.

Юность композитора

В начале 1880-х вдова г-на Альбрехта продала дом дворянину Эдуарду Людвиговичу Борткевичу, происхождившему из Витебской губернии. Он был состоятельным предпринимателем, владельцем нескольких заводов и фабрик, на которых гнали водку и изготавливали изделия из стекла. Одна фабрика была на Конторской улице в центре Харькова, другие располагались в с. Артемовка Харьковского уезда. Жена нового владельца, София Борткевич, занималась благотворительностью, кроме того была творческим человеком, в совершенстве играла на фортепиано, основала и возглавила Общество попечения о нуждающихся учащихся Харьковского музыкального училища. В этой семье и в доме на Сумской, 28 родился Сергей Борткевич, будущий композитор. Первым его музыкальным педагогом была одаренная мать, Софья Казимировна. Бабушка Сергея, кстати, писала фортепианные пьесы, поэтому композиторство в той семье было наследственным. Сергей осваивал школьную науку неподалеку, в гимназии на улице Гоголя, а музыке обучался в музыкальном училище. Его учителями были Илья Слатин, известный пианист и дирижер, и Альберт Бенш, пианист, композитор; такая основательная подготовка стала стартом его музыкальной карьеры. Отец, как человек с практическим складом ума, настаивал, чтобы его сын получил профессию, которая впоследствии могла бы его прокормить, поэтому Сергей поступил на юридический факультет Петербургского университета, а параллельно — и в  консерваторию. Но с юридическими студиями не сложилось: университет был временно закрыт по политической причине, из-за студенческих волнений и выступлений. Поэтому Борткевич отправился за пределы империи, где продолжил музыкальные студии в консерватории Лейпцига у пианиста Альфреда Райзенауера, ученика знаменитого Ференца Листа. С этим учителем его роднило еще и то, что как и Борткевич, Райзенауер в молодости изучал право, отдал предпочтение музыкальному искусству.

На рубеже времен

Борткевич вернулся в родной город с триумфом в 1904 г. Его концерт проходил в самом престижном зале города — здании дворянского собрания, и имел потрясающий успех. Тогда же в Харькове он создал семью — женился на своей подруге со школьных времен Елизавете Гераклитовой. Далее молодожены направилось в Германию, где музыканта ждала преподавательская работа.

Музыкант в последующие годы еще несколько раз приезжал в родной город и давал концерты, которые неизменно имели шумный успех. Но с началом Первой мировой войны, как подданные Российской империи, Борткевичи должны были вернуться из Германии — их депортировали из страны, с которой эта империя воевала, и они осели в родном доме на шесть лет. Музыкант выступал с концертами, писал музыку, и давал уроки фортепиано в организованных им в собственном доме музыкальных классах. Когда началась революция, а Харьков стал большевистским, Сергея Борткевича с его матерью арестовали, но за них было кому заступиться перед новой властью: Сергей Эдуардович в родном городе давал бесплатные занятия бедным ученикам в народной консерватории, и эта благотворительность теперь спасла ему жизнь. Но семейные предприятия и дом были национализированы. Поэтому Борткевичи в 1920 г. навсегда покидают родной город и живут сначала в Стамбуле, а затем в Вене.

Сергей Эдуардович Борткевич закончил свой земной путь 25 октября 1952 г. Он — автор более семи десятков музыкальных произведений в различных жанрах, его музыку знают и выполняют во всем мире. А память о выдающемся земляке в родном городе бережет старый семейный дом.

Другая музыка на том же месте

В советское время дом был совсем другую славу, впрочем так же связанную с музыкой: в поздний советский время в полуподвальный кафе «Булка» собиралась музыкальная тусовка, здесь варили на песке вкусный кофе в турках, посетители общались на музыкальные темы, рядом на улице играли на гитаре, пили вино. Выше Сумской был «Пулемет», а дальше «в течение» ( «Сквозняк»). Любители задушевных разговоров, крепких напитков и пения под гитару перемещаться между этими локациями. «Булка» была культовым местом для поклонников определенных субкультур. Видимо и в архитектурных сооружений есть своя карма. Но времена изменились, здесь давно уже нет ни кафе, ни любителей музыки, как и вообще нет каких-либо признаков жизни. Поэтому возникает вопрос: надолго сохранится дом?

Тревожное будущее

Летом этого года харьковская общественность была огорчена печальной новостью: дом Борткевичей хотят снести, а на его месте построить торгово-офисный центр. Активисты забили тревогу. Обращение к местной власти дало свои результаты. Департамент культуры и туризма облгосадминистрации подготовил документы, которые позволят признать здание памятником истории местного значения. Но расслабляться рано, и ситуация требует неусыпного контроля со стороны неравнодушных харьковчан.

Переплетение судеб, отблеск эпох, дыхание прошлого — все это можно найти в истории небольшого дома на углу улицы Сумской и улицы Скрипника. Есть надежда, что этот дом будет сохранен.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.