Вторник, 18 июня, 2024

Колеса времени: история конного трамвая

Конный трамвай был ранней формой общественного железнодорожного транспорта. Вагоны с запряженными лошадьми на рельсах были инновацией, так как низкое сопротивление металлических колес на железных рельсах позволяло животным тянуть больший груз и обеспечивало более плавное движение. Энергия животных считалась более безопасной, так как котлы часто взрывались. Конный трамвай сочетал в себе низкую стоимость, гибкость, безопасность и способность работать в любых погодных условиях. Улицы могли быть плохо мощеными или вообще не мощеными, из-за чего колеса повозки тонули в грязи во время дождя или снегопада. Поэтому реечные рельсы стали определенным прогрессом для передвижения. Далее на kharkov-future.

Внедрение конного трамвая в Украине

Первым украинским городом, где начал работать конный трамвай, стал Львов. Первая пробная поездка состоялась 25 ноября 1879 года, а для пассажирских перевозок она была введена уже 1 июля 1880 года. Одесса стала следующим городом. Это произошло 20 июля 1880 года. Третьим стал Харьков, где 12 сентября 1882 года начал работать конный трамвай.

Харьков, в конце XIX века, уже был большим промышленным центром с населением более 130 тысяч. Город нуждался в новом и удобном виде транспорта. Соглашение о введении конного трамвая было заключено между Харьковским городским советом и бельгийскими предпринимателями Пьером Бонно и Эдвардом Отле 31 мая 1882 года. Эдварда Отле называли «королем трамваев», так как он владел несколькими трамвайными компаниями и был основателем «Союза Трамваев».

Недостатком соглашения считали долгосрочность, так как оно составляло 42 года. Однако после завершения срока все имущество должно было перейти в собственность города. За это время бельгийцы должны были построить несколько линий протяженностью более 17 км и железный мост через реку Лопань, вместо деревянного.

Конный трамвай в Харькове

Первые конные трамваи представляли собой небольшую крытую платформу на колесах. Тонкая крыша защищала от ветра и солнца. В холодные месяцы конструкцию утепляли. Позднее для удобства пассажиров были установлены подножки для посадки в вагон. В небольших вагонах можно было разместить около 20 человек.

Конные трамваи обычно двигались со скоростью 6 км в час. Чтобы гарантировать безопасность граждан, устанавливалось ограничение скорости — не более 10 км в час.

Одной из ключевых трудностей, возникших из-за применения конных трамваев, было ограниченная трудоспособность животных, которые могли работать только 4-5 часов в день. Кроме того, они требовали ухода, содержания и предоставления медицинской помощи. В целом для каждой повозки требовалось до десяти лошадей. Кроме того, возникала необходимость регулярно вывозить большое количество навоза, как с трамвайных линий, так и из конюшен.

В начале XX века «трамвайное депо» насчитывало 650 лошадей и около 100 вагонов. Из них 60 были открытыми, их также называли летними, и 38 закрытыми. Обслуживающий персонал состоял из кучеров, кондукторов, контролеров, уборщиков дорог и в общей сложности насчитывал около 300 человек.

Согласно «Обязательному указу о содержании конной железной дороги в г. Харькове», трамваи должны были останавливаться по требованию пассажиров на любом участке дороги. Однако позже городская администрация определила конкретные места для остановок. Позднее на некоторых остановках были установлены крытые павильоны с часами и расписанием движения.

Особенности проезда в конном трамвае Харькова

Конная трамвайная система работала ежедневно в среднем 14-15 часов, с 7 утра до 11 вечера летом и до 10 вечера зимой. Ограничений на проезд практически не было, но в вагон могли не пускать пьяных людей, арестантов, людей в грязной одежде или с неприятным запахом. Такими могли быть маляры, кожевники, красильщики, трубочисты и другие.

Стоимость проезда в одну сторону составляла 5 копеек, а при пересадке на другую линию — 7 копеек. Позднее управление конной трамвайной системы отказалось от дополнительной оплаты за пересадку.

Студенты имели определенные льготы на проезд: специальные студенческие абонементы на 100 поездок, стоимостью 3 рубля 50 копеек. Кроме того, существовала практика бесплатных билетов, в том числе для сотрудников некоторых государственных учреждений. Однако их количество было небольшим. Например, в 1905 году было выдано всего 14 таких пропусков.

Конные трамваи пользовались большой популярностью с самых первых дней. За два года своего существования они перевезли более 2 миллионов пассажиров, которые в сумме внесли 108,5 тысяч рублей за проезд.

Маршруты харьковской конной трамвайной системы

Линии конного трамвая охватывали значительную площадь Харькова. В период с 1882 по 1886 годы одноколейный маршрут проходил через: улицу Александровскую (Евгения Котляра), Екатеринославскую (Полтавский Путь), мост через реку Лопань, Николаевскую площадь (пересечение проспекта Героев Харькова и площади Конституции), Скобелевскую площадь (Героев Небесной Сотни), Конную улицу (Богдана Хмельницкого), Ветеринарную (Свободы), Торговую площадь (Павловский майдан), Заиковскую (Гольдберговская) и т. д.

Таким образом, выделилось несколько условных маршрутов. Маршрут № 1: «Вокзал — Центр — Конная площадь». Маршрут № 1а: “Вокзал — Центр — Конный рынок”. Маршрут № 2: “Москалевка — Центр — Основянский мост”. Маршрут № 3: “Заиковка — Центр — Ветеринарная улица”.

В 1885 году было построено первое депо конного трамвая недалеко от Конной площади. Это были обычные сараи, использовавшиеся для хранения вагонов, конюшен и складов для корма. В них ремонтировали вагоны, подковывали лошадей и чинили упряжки.

Технологии побеждают

В конце XIX века в Харькове конная трамвайная система уже не удовлетворяла потребности городского транспорта. Вагоны были слишком переполненными, а пассажиры часто размещались на подножках. Это стало настолько распространенной проблемой, что в 1899 году городская власть выпустила распоряжение, ограничивающее количество пассажиров в вагоне, а ездить на подножках вообще запрещалось. Однако оно мало что изменило, его просто игнорировали.

Лошади не выдерживали такой нагрузки и быстро болели и умирали. Представители Общества защиты животных и Городской ветеринарной клиники регулярно проводили осмотр лошадей Харьковской конной железной дороги. По результатам 1905 года, 10% лошадей были признаны больными и непригодными для работы, а 9% были слабыми и требовали долгого отдыха.

В 1906 году конную трамвайную систему заменила электрическая. Она была муниципальной и курсировала в основном на окраинах города. Несмотря на то, что маршруты конного и электрического трамваев практически не пересекались, конфликтов избежать не удалось. Бельгийская акционерная компания начала испытывать убытки. Отношения становились все более напряженными. В 1909 году, во время строительства электрической трамвайной линии, владельцы конной трамвайной системы наняли рабочих, чтобы помешать обустройству новой линии. Завершить работу на пересечении трамвайных путей конного и электрического трамваев удалось только при поддержке полиции.

В целом конная трамвайная система работала в Харькове почти 40 лет, до 1919 года. В то время как электрические трамваи остаются с нами до сих пор.

К 125-летию введения конного трамвая была написана книга “История харьковского конного трамвая”. Она охватывает архивные документы, фотографии и газетные публикации, посвященные харьковским трамваям.

Электрические трамваи остаются символом городской мобильности, обеспечивая удобный и надежный способ передвижения. Многие европейские столицы гордятся этим видом транспорта. Жители Харькова иногда наслаждаются живописными маршрутами трамвая, а на улице Университетской даже была установлена стенопись, посвященная трамваю.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.