Понедельник, 29 апреля, 2024

История развития трамвайного транспорта Харькова

Трамвай является древнейшим общественным видом транспорта, поэтому его история довольно длинная, непростая и интересная. Первые трамваи появились в ответ на бурную индустриализацию, разрастание городов и увеличение численности городского населения. Это транспортное средство гарантировало удобство и безопасность, позволяло перевозить много пассажиров сразу. В конце концов трамвай дал возможность отказаться от эксплуатации лошадиного труда. Далее на kharkov-future.

Харьков получил новый и прогрессивный вид транспорта в 1906 году, когда в городе была открыта первая трамвайная линия. Об этом сообщает сайт Kharkiv.znaj.ua. Правда, еще до этого харьковчане уже ездили трамваем, но не электрическим. «Предком» современного трамвая стала конка, то есть, вагоны на конной тяге.

Конка двигалась при помощи двух лошадей со скоростью 6 верст (примерно 6,4 км) в час. Долгое время она оставалась главным способом передвижения в городе. Процесс развития трамваев в Харькове шел поначалу тяжело, со сложностями. Но в итоге харьковчане все же смогли пересесть на электрифицированный вид транспорта.

Предпосылки появления трамваев в Харькове

В 80―90-е годы XIX века Харьков становится одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. Здесь появляются крупные предприятия:

• чугунолитейный завод Андрея Пильстрема;

• завод керамических изделий Эдуарда Бергенгейма;

• механический завод Николая фон Дитмара;

• завод сельскохозяйственных машин Гельферих-Саде;

• паровозостроительный завод;

• и другие.

Одновременно город рос в количественном отношении: уже в 1897 году население Харькова насчитывало 174 тысячи человек. Горожане передвигались с помощью извозчиков с лошадьми, однако эта услуга стоила дорого, а сами “такси” не могли перевозить столько жителей.

Выход нашли в виде конки, в 1881 году представив на обсуждение городской думы сразу три соответствующих проекта. Тендер, как сейчас говорят, на строительство и эксплуатацию конки выиграли предприниматели Клеман Бонне и Эдуард Отле. В 1882 году подписали договор сроком на 42 года. В этот период концессионеры имели исключительные права, а городские власти не могли строить новые линии транспорта или передавать право на строительство третьим лицам.

Конки: переход от конного транспорта к электрическому

Новый вид транспорта предусматривал использование рельсов, по которым ездил вагон с двумя запряженными лошадьми. Вагон вмещал около 20 пассажиров. В летнее время он был открыт, а осенью и зимой закрывался стеклянными стенками.

Пассажиров обязали платить за проезд 5 копеек в расчете на одного человека, а остановки транспорта сначала производили по требованию. Затем определили места постоянных остановок конки, а позже там появились и крытые павильоны. Транспорт того времени был достаточно регулярным: первая конка забирала людей в 7 утра, а последняя отвозила в пункт назначения в 11 часов вечера. Интервалы движения составляли 7—10 минут.

Конка оказалась очень прибыльным делом: только за период 1883-1884 годов она перевезла более 3 миллионов пассажиров, а доход от этого составил 150 тысяч рублей. Однако ход времени требовал более прогрессивных транспортных решений для Харькова, а хозяева конки не торопились что-либо менять в своем бизнесе.

Неизвестно, сколько еще харьковчане ездили бы устаревшим способом, если бы между владельцами конки не возникли некоторые споры. В 1893 году концессия перешла в собственность в бельгийское акционерное общество, а городские руководители смогли заключить новый, более выгодный, договор.

Первый электрифицированный трамвай в Харькове

Первый трамвайный маршрут был открыт в городе 3 июля 1906 года. Трамвай в Харькове сразу стал муниципальным, в отличие от трамвайного сообщения других городов империи. Бельгийские предприниматели некоторое время почти в прямом смысле «ставили палки в колеса» новому виду транспорта, но со временем все же смирились.

Прогресс было не остановить, так что конные трамваи уже не составляли конкуренции. Однако конки довольно долго существовали в Харькове ― до 1923 года, вместе с электрифицированными вагонами.

Первая линия электрического трамвая была однопутной, а ее длина достигала 3,8 километра. С 1910 года трамвайные пути уже строились двухпутными. Вначале, чтобы трамваи могли разминуться, использовали восемь специальных участков. Сам маршрут нового транспорта пролегал от Павловской площади до Балашевского вокзала.

Развитие трамвайного транспорта во времена СССР

Стремительная индустриализация, увеличение значения городов в жизни общества, экономический подъем — все это не могло не сказаться на развитии трамваев. Что любопытно: уже в 1919 году на харьковских трамвайных вагонах появилась первая реклама. А в 1927 году в городе подготовили первую группу женщин в качестве водительниц трамваев. До этого это дело было сугубо мужским занятием.

Трамваи работали даже летом 1942 года, во время оккупации Харькова немецкими захватчиками. В 70—80 годы XX века в Харькове существовали 32 прямых маршрута и один кольцевой. Это был пик развития трамвайного сообщения в городе.

Современное состояние харьковских трамваев

В 2021 году в Харькове насчитывалось 13 трамвайных линий с общей протяженностью путей 22 километра. Трамваи уступили популярность троллейбусам, метро и маршруткам. Однако, несмотря ни на что, трамвайный транспорт остался достаточно удобным и недорогим средством передвижения.

Во время захватнических действий российских военных в 2022 году было обстреляно Салтовское трамвайное депо. Тогда имеющийся трамвайный парк серьезно пострадал. В общей сложности он сократился с 270 до 88 пассажирских вагонов. Кроме того, более 120-ти вагонов оказались в неисправном состоянии. Осенью 2022 года о помощи в качестве новых трамваев для Харькова сообщили чешские партнеры.

Печальную славу в городе приобрел знаменитый “трамвайный дрифт”. Сход вагонов с рельсов происходит вследствие аварийного состояния путей. Этот вопрос решают городские власти, хотя он остается болезненным для харьковчан.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.