Суббота, 20 апреля, 2024

История привокзальной площади

Привокзальная площадь – наверное первое место, которое видит турист нашего города. История площади начинается с 1860-х годов, когда в Харькове была проложена Курско-Харьковско-Азовская железная дорога. В конце десятилетия в 1869 году был построен первый вокзал, который был одним из крупнейших во всей Российской империи. В течение следующих лет наш вокзал постоянно модернизировался, обновлялся. Значительную работу в этом отыграли архитекторы И. Загоскина и Ю.Цауне и как автор интерьера М. Петриков. Далее расскажет kharkov-future.

История старого вокзала

6

Д.Багалей писал:

«Новое здание получилась очень удачной: она, безусловно, красива и снаружи, и внутри, и настолько широко, что сейчас Харьковский вокзал является одним из самых крупных сооружений такого рода в России».

В ту эпоху в восточной части будущей Привокзальной площади создавался стихийный рынок, который стоял невероятно близко к залежам железа и угля, также близко находилась фабрика Н.Компацийца. Сегодня это ул. Евгения Котляра, 8/10. Кроме того, на площади существовало депо конно-железной дороги. Только в 1900 году было завершено благоустройство Привокзала. 

В предвоенное время в 1912-1914 годах на Привокзальной площади было построено одно из крупнейших и масштабных зданий города Харькова того времени – Управление Южной железной дороги. Архитекторами этого величественного сооружения были женщины И. Ракитина и А. Дмитриева в стиле неоклассицизма. Здание имеет четыре шестиэтажных корпуса снаружи и два перпендикулярные с одним продольным внутри, которые создают шесть внутренних двориков.  Именно здание Управления Южной железной дороги разделила нашу площадь на две части – южную и северную. 

После окончания Первой мировой войны много внимания уделялось укреплению железнодорожного транспорта. В 1926 году начались реконструкции для расширения харьковского узла. Запланировано было это сделать за 5 лет, однако благодаря таланту железнодорожников все было сделано быстрее.

В течение 1926-1927 годов на городе тогдашнего многоголосого рынка в восточной части площади был построен жилой дом в стиле под тогдашний вокзал, который стал зданием железнодорожников. Проект здания принадлежал известному в Харькове архитектору А. Н. Бекетову.

В течение следующих трех лет в северной части площади было построено здание Главпочтамта (сегодня «Укрпочта») в стиле конструктивизма по проекту архитектора А.Мордовинова. Находится в северной части площади.

Во время Второй мировой войны на площади велись столкновения, поэтому неудивительно, что она была несколько раз взорвана. Вследствие этого здание вокзала было разрушено. Лишь 2 ноября 1952 года новое здание было построено в западной части площади по проектам архитекторов Г. Волошина, Э. Лымаря и Б. Мезенцева в стиле «ампир» с элементам классицизма. Главная часть станции состоит из двух симметричных крыльев и большим залом между ними. 

История нового вокзала

8

6 июля 1957 года начала работать часть первой электрифицированной магистрали Москва-Харьков-Донбасс. В ноябре она была расширена еще больше. 

Площадь начала набирать современный вид. В 1968 году началось строительство новой на то время станции метро «Привокзальная», которая сейчас всем известна как «Южный вокзал». Строительство очень было сложным. Трудности за трудностями встречались обычным рабочим. Во-первых, территория площади имела болотное происхождения, на которой тогда было почти невозможно что-то делать. Во-вторых, болотная земля сама собой не имела достаточной плотности, поэтому пришлось использовать методы замораживания грунта. В-третьих, предварительно станция должна была быть конечной, но через упомянутые выше проблема эту идею пришлось отбросить. Линию метрополитена продлили до станции «Улица Свердлова» («Холодная гора»). И 23 августа 1975 года в честь дня города станции обе эти станции были відкито.

В течение 1978-1982 годов было обновлено здание вокзала. Ее продолжили на юг.  В это же время и было пристроено дополнительно здание гостиницы «Экспресс». 

Единственное, что отличало площадь от современной было отсутствие декораций: клумб, фонтанов, отсутствие плитки. Все это было сделано аж в 2002 году. Тогда же и закрыли движение транспорта на площади. 

Также можно добавить, что в 1998 и 2003 году был сделан ремонт здания вокзала, а в 2006 году – построен современный северный терминал вокзала «Харьков-Пассажирский». В 2014 году открыт музей «Южной железной дороги», который работает со среды по воскресенье с 9:00 по 18:00. 

Сегодня площадь вокзала составляет всего 80 тыс. м^3, из них 32,6 тыс м^2– здания. Высота привокзальных башен – 42 м, а зала вокзала – 26 м. Диаметр часов – 4,25 м. 

Памятные тайны и факты

8

История Привокзальной площади хранит даже некоторые тайны. Например, в середине 20 века стояло, как минимум, два памятника Ленину и Сталину, которые сидели на скамье при выходе с вокзала спиной к площади якобы о чем-то общаясь.  Также в 1950-х годов скульптура «Дружба народов» находилась в центре северной части площади. Она представляла собой женскую и мужскую фигуры, что стояли глядя в даль. Мужчина одной рукой обнимал женщину за плечи, а другой показывал вперед. Однако в 1968 году «Дружбу народов» демонтировали, в результате начала строительства станции метро. 

Интересным фактом для фанатов игр может появиться такая новость: Привокзальная площадь фигурирует в игре «Call of Duty: United Offensive».  В ней ошибочно продемонстрирован фасад нового здания вокзала, хотя события игры идут о Второй мировой войне. 

При входе на первую платформу в 2001 году у западного фасада вокзала был установлен памятник герою романа«Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова Федору. Персонаж держит в одной руке чайник, видимо чтобы набрать на вокзале горячей воды, а в другой – письмо своей жене, которое он хотел отправить в Харькове.  Автором был А. Табатчиков. Он взял образ артиста Н.Поговкіна за главную фигуру.

Романтика вокзала

Наверное, маленькой приятной деталью нашего вокзала является то, что внутри здания стоит огромный настоящий позолоченный самовар, который часто может угостить всех пассажиров и просто желающих классическим вокзальным чаем.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.