Пятница, 20 ноября, 2020

В Харькове открыли фонтан-рекордмен

По случаю дня города, 23 августа 2020 г., в сквере в круглой части площади Свободы в Харькове открыли "сухой фонтан", который представил...

Как правильно выбрать курсы английского в Харькове?

Одним из самых эффективных способов выучить язык являются курсы иностранного языка. Они погружают людей в имитацию реального общения. Квалифицированные преподаватели всегда правильно...

На Новосалтовском рынке провалился асфальт

Инцидент произошел вчера, 18 ноября, на одном из торговых рядов Новосалтовского рынка. Обвал случился из-за прорыва труб с горячей водой, пишет kharkov-future. 

Памятники Харькова

Харьков - город, который пользуется популярностью среди туристов. Именно поэтому в разных его уголках расположено более 70 памятников, которые нравятся не только...

Первый советский небоскреб. История Госпрома

“Кто не видел Госпром, тот не был в Харькове”, - говорят харьковчане. Здание Дома Государственной промышленности - один из символов города. Находится...

80 лет Харьковской Малой железной дороге

8 ноября Харьковская детская железная дорога отметила юбилей — 80 лет. За это время тут было воспитано не одно поколение юных железнодорожников, а сама железная дорога стала одним из символов города. В честь праздника мы предлагаем вам окунуться в историю. Далее на kharkov-future.

История Харьковской детской железной дороги

Работы по строительству начались в 1939 году. Изначально было предложено несколько проектов, предполагающих  будущее местоположение трассы. Один из них предполагал строительство короткой  железной дороги на территории парка Шевченко. Предлагали и несколько других вариантов, но в итоге дорогу было решено построить именно там, где она находится по сей день: между ЦПКиО имени Горького и Лесопарком. 

Открыли детскую “железку” 8 ноября 1940 года, но долго проработать ей не пришлось, ведь вскоре началась война. После войны основное здание вокзала осталось практически невредимым, хотя и подлежало реставрации. Восстановить детскую железную дорогу решили только в мае 1945 года,так как прежде всего требовалось восстановить разрушенный немецкими оккупантами город. Повторно открыли дорогу 5 августа того же года. После восстановления дорога стала длиннее: 3.6 километра вместо 1.5.

В середине 1950-х началась модернизация, которая коснулась и ДЖД.  В 1957 году в подарок от ХЗТМ имени Малышева, Харьковская Малая железная дорога получила новый тепловоз, который завод доработал, чтобы тот был пригоден для долгосрочной работы на Детской “железке”. Тепловоз соответствовал всем требованиям того времени.

В начале 1980-х годов из эксплуатации вывели несколько вагонов, а вместо них детской железной дороге выделили 6 новых, которые позже были сформированы в отдельный состав.

Железная дорога при независимой Украине

Зимой 1999-2000,случился поджёг вокзала на  станции Лесопарк. Остатки здания в итоге реконструировать не стали и разобрали, а на его месте построили кассу, в которой можно приобрести билеты. Вместе с вокзалом сгорело и расположенное там рабочее место дежурного. 

Пожар оставил от кабинета дежурного станции только развалины и теперь требовалось новое оборудование для управления. Создавать новый кабинет не стали, вместо этого совместили рабочие места двух диспетчерских станций в одну на станции “Парк”. Новый пульт позволял управлять сразу обеими станциями. Сейчас, посмотрев на станцию “Лесопарк и не скажешь”, что там когда-то был функционирующий вокзал. В наше время там всё так же расположена касса и павильон для пассажиров.

В апреле 2000 года была открыта платформа “Мемориал”, которая получила своё название из-за Мемориала Славы, находящегося неподалеку. А на станции Парк снесли старую деревянную кассу и поставили новую.. К слову, внешний вид кассы с рисунком медвежонка в фуражке вызвал негодование у юных железнодорожников. От ребят часто можно было услышать фразы по типу: “У нас тут не детский сад!”. Такая реакция очень хорошо показала отношение учеников Малой Южной к учёбе. Мальчики и девочки шли с конкретной целью — учиться и получать новые знания.

В 2000 году Малой Южной исполнилось 60 лет, в честь этого одному из составов присвоили звание “Юбилейный”, а в 2001 году его назвали “Украина” в честь 10-летия независимости страны. С тех пор состав уже 19 лет носит всё то же название. В период с 2003 по 2007 год ХДЖД 7 лет подряд занимала первое место в конкурсе детских железных дорог Украины.

 В 2007 состав “Украина” модернизировали, а после началось строительство учебного полигона для обучения учеников. Полигон был и остался первым в своём роде и стал уникальным, так как подобного нигде больше в Украине нет. 

В 2010 к 70-летию Харьковской ДЖД открыли музей, посвященный её истории. Так же построили охраняемый железнодорожный переезд и установили систему видеонаблюдения, которая помогает наблюдать и контролировать движение транспорта через переезд. А к 75-летнему юбилею в 2015 была реконструирована главная арка, а также построены навесы на станции “Парк”.

Как присоединиться к семье железнодорожников?

Возможность стать одним из учеников есть у всех учащихся в школах Харькова и области, начиная с 5 класса. Для записи нужно прийти в рабочий день и найти на территории инструктора, который выдаст заявление с просьбой о приеме на детскую железную дорогу, его нужно будет заполнить. Никаких тестов или экзаменов при этом сдавать не нужно. После заполнения заявления вас сразу принимают в ряды Малой Южной. Посещать занятия нужно несколько раз в неделю, их без проблем можно совмещать с обучением в школе.

Обучение занимает 3 года, но при желании можно остаться и на более длительный период. За это время ребята проходят путь от проводника до машиниста в дружной обстановке.

Мальчиков и девочек, выпустившихся из  «Малой Южной» с радостью принимают в железнодорожные университеты и техникумы, ведь они уже имеют за собой большой багаж полезных знаний. А многие из выпускников в итоге связали свою жизнь уже со “взрослой” железной дорогой и стали настоящими профессионалами своего дела.

Малая Южная в наши дни

За годы своей работы Малая Южная конечно пережила некоторые изменения, но одна вещь всё же осталась неизменной. Она уже 80 лет продолжает радовать харьковчан любых возрастов и она по-прежнему считается одной из достопримечательностей Харькова. За сезон прошлого года  Малая Южная перевезла более 15 тысяч пассажиров. Перевозят детей и взрослых два состава: «Украина» и «Юность Южной”. 

На территории также имеется учебный корпус. В  корпусе есть 6 кабинетов, в которых проходят занятия.Зимой дети обучаются теории, а с началом сезона перейдут уже непосредственно к практике. Малая Южная уже воспитала и ещё воспитает не одно поколение железнодорожников, а также она  всегда будет любимым местом для горожан всех возрастов, ведь на станции ты покупаешь билет не на поезд, ты приобретаешь билет в детство.

В этом году, кстати, вместо подарков и поздравлений с юбилеем у Малой Южной забрали 3 вагона из  состава “Юность Южной”. Их на временное пользование отдали Киевской детской железной дороге. Харьковчане оказались недовольны и теперь переживают за судьбу детской “железки”, ведь 3 вагона — это 1/4 всего её состава. Вагоны обещали взять во временное пользование и отдать со временем, но пока неизвестно когда. В любом случае будем надеяться, что это не помешает началу сезона в 2021 году.

Latest Posts

Как правильно выбрать курсы английского в Харькове?

Одним из самых эффективных способов выучить язык являются курсы иностранного языка. Они погружают людей в имитацию реального общения. Квалифицированные преподаватели всегда правильно...

На Новосалтовском рынке провалился асфальт

Инцидент произошел вчера, 18 ноября, на одном из торговых рядов Новосалтовского рынка. Обвал случился из-за прорыва труб с горячей водой, пишет kharkov-future. 

Памятники Харькова

Харьков - город, который пользуется популярностью среди туристов. Именно поэтому в разных его уголках расположено более 70 памятников, которые нравятся не только...

Первый советский небоскреб. История Госпрома

“Кто не видел Госпром, тот не был в Харькове”, - говорят харьковчане. Здание Дома Государственной промышленности - один из символов города. Находится...

Пешеходная Сумская. Как угодить всем?

  Кажется разговоры о том, чтобы сделать центральную улицу Харькова пешеходной, будут длиться вечно. В этом материале будем разбираться какие недостатки и преимущества есть у...