Хотя основная нагрузка по перевозке пассажиров в Харькове лежит на метрополитене, нельзя сбрасывать со счетов важность в этом курсирующих по улицам и проспектам города многочисленных троллейбусов. Дальше на kharkov-future.com.ua.
По одной из версий свое название этот электрический безрельсовый вид транспорта получил от сочетания слов trolley (трамвайный вагон) и bus (автобус). А потому троллейбус сочетает в себе лучшие свойства автобуса и трамвая.
Развитие харьковского троллейбуса в разные периоды
Днем рождения этого вида пассажирского транспорта в Харькове считается 1 мая 1939 года. А регулярное движение по определенному маршруту началось 5 мая того же года.
1939—1941 годы
Протяженность первой троллейбусной линии, проходящей по маршруту от Дома Красной Армии (Университетская горка) по ул. Университетской через п/у Спартаковский, пл. Тевелева (пл. Конституции), ул. Либкнехта (Сумская) до Центрального парка культуры и отдыха им. Горького и обратно, составляла 6 км 600 м. Всего на маршруте работало 10 машин марки ЯТБ-4 (высокопольный троллейбус, произведенный на Ярославском автозаводе). Троллейбусы этой марки ездили на этом и других появившихся позже харьковских маршрутах до начала 60-х годов прошлого столетия. К октябрю 1939 года были запущены в эксплуатацию:
- односторонние линии по пл. Тевелева (Конституции), Розы Люксембург (Павловская), Пролетарская (Сергиевская), двигавшиеся от пер. Спартаковского до спуска Халтурина (Соборного);
- двусторонняя линия по мосту Купеческому – пл. К. Маркса (Благовещенская) – ул. К. Маркса (Благовещенская) – ул. Красноармейской (Конарева), заканчивающаяся на пл. Привокзальной.
Двусторонняя линия дала возможность открыть маршрут №2 Городской парк – Южный вокзал, что и было сделано 07.11.1939 года.
В середине осени 1941 года Харьков был оккупирован гитлеровскими войсками и движение троллейбусов прекратилось.
1944—1950 годы
Троллейбусное движение по отремонтированным линиям было восстановлено восемь месяцев спустя после того, как Харьков был освобожден от захватчиков. Вторым днем рождения харьковского троллейбуса стало 7 мая 1944 года.
Стоимость проезда в троллейбусе послевоенного Харькова составляла 25 копеек по маршруту из Центра до Горпарка и с Вокзала до Центра, а также 50 копеек за проезд с Вокзала до Городского парка.
14.08.1948 года были открыты новые линии движения троллейбусов:
- односторонние – по ул. Университетской (от пл. Розы Люксембург (Павловской) до спуска Халтурина (Соборного)), а также по переулкам Плетневскому, Короленко, Армянскому;
- двухсторонняя – по улице Берии (Кооперативная) – проспекту Сталина (Героев Харькова) – ул. Евгении Бош (Богдана Хмельницкого) – пл. Восстания (Защитников Украины) до театра «Победа» (ДК ХЭМЗ).
В этом же 1948 году на улицах Харькова появились троллейбусы марки МТБ-82Д.
Харьковский троллейбус во второй половине минувшего века
С 1950 по нулевые года происходили очередные изменения в троллейбусном хозяйстве Харькова. Появлялись новые маршруты, на линию стали выходить новые модели машин.
1951-1960
В 1954 году были введены квартальные билеты, позволяющие ездить и на троллейбусе, и на трамвае. Открытая в 1956 году троллейбусная линия соединяла улицу Сумскую с Шатиловкой. Конечная остановка находилась на перекрестке проспектов Ленина (ныне проспект Науки) и «Правды» (пр. Независимости). Линия проходила от ул. Сумской по выше названным проспектам. Несколько изменился маршрут №1. Ранее троллейбусы этого маршрута ходили от пл. Розы Люксембург (Павловской) до Горпарка. Теперь он был продлен до Шатиловки.
В марте 1958 года появилось троллейбусное сообщение с аэропортом. Линия была проложена от пл. Руднева (Героев Небесной сотни) по улицам Змиевской (проспект Гагарина) и Аэрофлотской. Новый маршрут №5 начинался от остановки Центр (переулок Костюринский) до остановки Аэропорт, а №6 – от Костюринского переулка (остановка «Центр») до Поселка Герцена (район ул. Одесской). В ноябре этого же года появилась новая троллейбусная линия до ж/д станции «Основа». До «Основы» также был продлен маршрут №6.
Лето 1959 года ознаменовалось открытием маршрута №7 по Московскому проспекту (ныне Героев Харькова) до поселка Восточный. Также была сдана в эксплуатацию новая линия по пр. Ленина (Науки) от ул. Минской до 23 Августа. Год спустя (1960) появился маршрут №8, следующий от пл. Тевелева (Конституции) до Павлова Поля.
В Харькове появились троллейбусы марки ЗИУ-5, выпускавшиеся в г. Энгельсе (Саратовская обл.). Изменилась и оплата за проезд в троллейбусе. До 1960 года она осуществлялась по зонам. Теперь же был введен единый тариф – 40 копеек.
1961-1970
В 1966 году начало функционировать троллейбусное депо №2 вместимостью 100 машиномест, на маршруты №5 и 6 были выпущены троллейбусы марки МТБ82-Д, введена в эксплуатацию линия на улице Харьковских Дивизий. В 1969 г. были запущены троллейбусные линии на Павловом Поле, Салтовке, Алексеевке. Движение троллейбусов было открыто по улицам Деревянко, Постышева, Елизарова, бульвару Богдана Хмельницкого, улице Стадионной.
В 1970 г. были открыты маршруты №2 от Парка Горького до ул. Жуковского и №12 от Павлова Поля до улицы Рудика (Михаила Гуревича) на Померках. На харьковских улицах появились троллейбусы Škoda 9Tr чешского производства. На маршруте №8 были задействованы первые машины Владимира Веклича, представляющие собой поезда из соединенных двух троллейбусов.
1971-1990
В этот период троллейбусное хозяйство Харькова продолжало бурно развиваться. Появлялись новые линии и маршруты, новые марки троллейбусов.
1971 год – одиночные троллейбусы начали заменять поездами из двух машин Škoda 9Tr.
1972 – начали эксплуатировать троллейбусы марки ЗИУ-9, открыли регулярное троллейбусное движение на Салтовке, Алексеевке, Селекционной станции, Новой Баварии.
1975 – проведена реорганизация троллейбусных маршрутов в связи с открытием метрополитена, введено в строй депо №3 вместимостью 250 машин.
1976-81 – построены линии на Салтовке, улицах Якира (Тюринская) и Гв. Широнинцев, проспекте 50-летия ВЛКСМ (Юбилейный).
1980-1988 – продолжали открываться новые маршруты по всему городу, часть которых появилась благодаря развитию метрополитена. В 1988 году началось строительство депо №4, которое так и не было завершено.
1989 – начали курсировать румынские троллейбусы ДАК-217Е.
Харьковские троллейбусы в независимой Украине
В первые годы после распада СССР харьковское троллейбусное хозяйство переживало не самые лучшие времена. Непросто было пополнять парк новыми машинами, которыми следовало заменить старые модели, отслужившие свой срок, поскольку были нарушены ранее установившиеся связи с поставщиками.
Тем не менее в Харькове продолжали строить новые троллейбусные линии, открывать новые маршруты, приобретать новые машины. На смену румынским «гармошкам» DAC-217E стали приходить ЗИУ-10, а потом:
- модели 682 и 683;
- ЮМЗ-Т1;
- низкопольные Е301 и 183;
- троллейбусы марки «Богдан»;
- турецкие РОКАР-Е217.
В последние годы появились машины PTS, способные двигаться без использования контактной сети.
На конец 2021 года в Харькове насчитывалось 32 маршрута, на которых постоянно работало порядка 200 единиц транспортных средств. Самым коротким является маршрут №7, протяженность оборотного рейса которого составляет 4,85 км, а самым длинным — №3 (31,4 километра).
Движение троллейбусов на большинстве маршрутов осуществлялось с 5.30 до 23 часов. Стоимость проезда составляла 6 гривен. «Отдыхают» троллейбусы в депо №2 по улице Ньютона, 5 и №3 – на ул. Свистунова (бывшей Северной), 2б.
Интересные факты о харьковском троллейбусе
В 40-х годах стоимость проезда была разной. От Вокзала до Городского парка она составляла 50 коп., а от Цента до Горпарка – 25.
Первые троллейбусы были оснащены съемными лестницами, на которых предпочитали ездить так называемые «висуны». В 1946 году была развернута борьба с ними. Сегодня практика передвижения на троллейбусе вне салона не распространена.
Троллейбусное депо располагалось на месте сквера «Победа», известного Зеркальной струей.
Единственный случай угона троллейбуса (вместе с находившимся в нем кондуктором) имел место 12.03.2011 года. Это случилось на конечной остановке маршрута №19 в 602-м микрорайоне. Все закончилось тем, что троллейбус врезался носом в дерево, поскольку находящийся в нетрезвом состоянии угонщик не смог справиться с управлением.