Кажется разговоры о том, чтобы сделать центральную улицу Харькова пешеходной, будут длиться вечно. В этом материале будем разбираться какие недостатки и преимущества есть у этой идеи, в чем суть каждого из предложенных решений и целесообразна ли вообще такая реформа уличного пространства для Харькова. Далее на kharkov-future.
Две концепции
Сторонники замысла освободить Сумскую от автомобильного транспорта делятся на два типа: первый хочет чтобы ее открывали для пешеходов на выходные и праздники, а второй настаивает на полном закрытии ее для машин, грузовиков и общественного транспорта, независимо от того, какой сейчас день недели.
В первом варианте все гораздо проще, стоит только взглянуть на то, как по такому принципу уже много лет в Киеве перекрывают Крещатик. С одной стороны это повышает количество автотранспорта на объездных участках, но с другой многие автовладельцы в эти дни предпочитают общественному транспорту, что способствует уменьшению вредных выбросов в и так загазованной столице. Сама же улица на время свободного передвижения по ней пешеходов становится местом для проведения общественных мероприятий, спонтанных уличных концертов, экспозиций и тому подобное.
Второй вариант намного тяжелее в исполнении, и дело не в том, чтобы установить бетонные блоки в начале улицы, а в том куда деть огромный поток автомобилей, который движется по этому направлению. Так же как и киевский Крещатик, наша Сумская является одной из главных транспортных артерий центра города и поэтому перенаправления потока на смежные улицы в час пик может привести транспортный коллапс. А если вспоминать что происходит на дорогах после массивных снегопадов то идея кажется вообще бешеной. К тому же придется менять маршруты общественного транспорта, в частности троллейбусных линий, которые за 1 день не перенесешь.
Решение и альтернативы
Но давайте обратим внимание на опыт других городов, в частности украинских. Так например в Сумах, Ивано-Франковске, Чернигове, а также европейских Кошице, Лондоне и Брюсселе давно есть полностью пешеходные улицы. Однако в этих городах отрезки улиц где можно пройтись пешком не являются слишком длинными, и имеют уже приспособленные объездные пути, что было предусмотрено при их закладке или реконструкции. Планирование центра Харькова почти полностью исключает возможность полноценной альтернативы проезда по Сумской. Это все только подкрепляет тезисы, приведенные в предыдущем абзаце.
Компромиссом может действительно стать как раз первый вариант с закрытием улицы в выходные и праздники. Так не будет создана масштабная транспортная проблема, а жители и гости города смогут полноценно наслаждаться прогулкой. Вспомните только какая толпа образуется по обе стороны тротуара, даже в вечер буднего дня, еще и передвижению мешают рекламные баннеры, которые владельцы заведений выставляют прямо под ноги прохожим. Есть и другое компромиссное решение: сделать пешеходной какую-нибудь другую улицу в том же районе, которая не так загружена трафиком как Сумская. Образовавшаяся пешеходная зона может стать еще одной визитной карточкой Харькова и местом сбора уличных артистов и художников.